Эрих Мария Ремарк. Возвращение
Ремарк — простой, как двери. В его арсенале нет
ни глубинного психоанализа, ни сложных сюжетных изворотов. Более того,
из-за схожей тематики прочитанные романы очень скоро становятся в голове
одним целым. Из книги в книгу кочуют имена и события; тот же дух
чувствуется и в описаниях фронтовых будней, и в рассказах о дружеских
попойках спустя десяток лет. Ремарк, по сути, писал только о войне —
разных её гранях и оттенках. Это можно считать недостатком, а можно
воспринимать как своеобразную авторскую атмосферу.
«Возвращение», пожалуй, самая жёсткая ремарковская
книга: в частности потому, что практически не разбавлена экшном. Бои уже
закончились, а весёлые приключения «трёх товарищей» ещё не начались.
Вчерашние солдаты (позавчерашние школьники) оказываются в пустоте: один
на один со своими травмами и с миром, который ждал с войны
не искалеченных солдафонов, а всё тех же милых мальчиков — и теперь
не понимает, что с ними не так. «Мы пришли в отчаяние, когда увидали,
что могучий поток нашей спаянности и воли к простой, сильной, у порога
смерти отвоёванной жизни не смёл отживших форм, половинчатых истин
и пустого тщеславия, не нашёл нового русла для себя, а погряз в трясине
забвения, разлился по болотам громких фраз, по канавам условностей,
забот и разных занятий».
«Воздух» романа удушлив: послевоенная разруха,
личные трагедии, сумасшествие; оптимистических нот совсем мало. Вместе
с тем, «Возвращение» нельзя назвать гимном безнадёжности — от этого
спасает всё та же авторская простота и душевность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий