ТВОЯ КНИЖНАЯ ПОЛКА

Эрих Мария Ремарк. Возвращение

Ремарк — простой, как двери. В его арсенале нет ни глубинного психоанализа, ни сложных сюжетных изворотов. Более того, из-за схожей тематики прочитанные романы очень скоро становятся в голове одним целым. Из книги в книгу кочуют имена и события; тот же дух чувствуется и в описаниях фронтовых будней, и в рассказах о дружеских попойках спустя десяток лет. Ремарк, по сути, писал только о войне — разных её гранях и оттенках. Это можно считать недостатком, а можно воспринимать как своеобразную авторскую атмосферу.
«Возвращение», пожалуй, самая жёсткая ремарковская книга: в частности потому, что практически не разбавлена экшном. Бои уже закончились, а весёлые приключения «трёх товарищей» ещё не начались. Вчерашние солдаты (позавчерашние школьники) оказываются в пустоте: один на один со своими травмами и с миром, который ждал с войны не искалеченных солдафонов, а всё тех же милых мальчиков — и теперь не понимает, что с ними не так. «Мы пришли в отчаяние, когда увидали, что могучий поток нашей спаянности и воли к простой, сильной, у порога смерти отвоёванной жизни не смёл отживших форм, половинчатых истин и пустого тщеславия, не нашёл нового русла для себя, а погряз в трясине забвения, разлился по болотам громких фраз, по канавам условностей, забот и разных занятий».
«Воздух» романа удушлив: послевоенная разруха, личные трагедии, сумасшествие; оптимистических нот совсем мало. Вместе с тем, «Возвращение» нельзя назвать гимном безнадёжности — от этого спасает всё та же авторская простота и душевность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий